На заре туманной юности, помню, считалось шиком выставить летом в открытое окно квартиры магнитофон, да включить на полную катушку что-нибудь в духе «ласкового мая». При этом особенно круто было, если твой, привезенный уж неизвестно какими путями, импортный «грюндиг» перекрикивал соседский «романтик» в окне напротив нетленными «белыми розами». Все мы стали старше, многие обзавелись машинами, некоторое даже озаботились установкой в нее музыки, а вот отношение к характеристике звучания автомобильной системы так у многих и осталось на уровне «громче – значит круче».
Появление фильма «Форсаж» сильно повлияло на формирование мировоззрения многих молодых и не очень индивидуумов, обладающих водительскими правами. Смысл предыдущего предложения в следующем: насмотревшись на крутые тачки, полуодетых девочек, шальные уличные гонки и прочие атрибуты красивой американской жизни, парни «с нашего двора» резонно рассудили, что с поправкой на климат, менталитет и совковую действительность они ничем не хуже. Посему ежели навесить голубые (круче – если мигающие) «писалки» на капот, красные брызговики под задние арки, глушитель-прямоток из нержавейки диаметром с Царь-пушку, да покрасить диски в желтый цвет, то ветеран отечественного автопрома, будь то дедушкина «классика», или купленное на 18 лет родителями «зубило»-трехлетка, автоматом превратится в болид для уличных гонок.
Собственно, да статуса первого парня на деревне не хватало пару раз прогарцевать по улице ночью с оглушительными перегазовками умирающим двигателем, да разбудить всю округу воплями нежно любимой группы «руки вверх» или еще кого покруче. Признаюсь, живет у меня во дворе один такой орел. Горделиво рассекает на убитой «восьмерке» нежно-коричневого цвета (не буду говорить, с чем этот оттенок ассоциируется, но догадаться можно) с антикрылом, из-за которого не видно заднего стекла.
Пару раз, проезжая летом у меня под окнами, он уже будил меня ревом глушителя, проковырянного, по моим подсчетам, где-то в районе стыковки паука в одну трубу, и уханьем быстрой ритмичной музыки. То, что это именно музыка, я догадался только по наличию некоторой ритмичной составляющей в этой какофонии, которую мое натренированное ухо выделило в общем шуме, издаваемом этой машиной. Скажу честно, единственное желание, которое вызывает у меня этот болид, во внеочередной раз проносясь у меня под окнами – скинуть на него кирпич. Можно не один.
Но разговор ушел из области автозвука в область моих личных неприязней, а главред за это вряд ли скажет мне спасибо. Вернемся к теме. Осенью хозяин данной машины подошел ко мне знакомиться. Причина – я поставил на свою «ауди» задние фары «lexus-style», что, по его мнению, меня сделало человеком одного с ним круга – то есть «нормальным пацаном на тачке с тюнингом».
Мне были предъявлены затонированные задние фары его боевой «восьмерки», как признак того, что мы с ним одной крови. Далее разговор как-то незаметно перетек в область музыки. Мне было предложено назвать число «колонок» в моей машине. Быстрый пересчет показал, что их 5. Вид пищалок на стойках у лобового стекла моего собеседника несколько смутил, а коробка саба в багажнике попросту слегка озадачила. Оговорюсь, что на том момент у меня стоял двухполосный фронт Alpine spr-136a, запитанный напрямую от головы pioneer deh-p77, и активный корупусной сабвуфер «pyle audio» размером 12 дюймов, и всего этого мне вполне хватало, чтобы наслаждаться своими любимыми дисками.
Со стороны моего собеседника мне была предъявлена система, состоявшая из мигающей яркими огоньками головы и «десяти динамиков в салоне». Десять динамиков оказались двумя трехполосными овальными коаксиалами в задней полке и двухполосными опять же коаксиалами, но круглыми, уже в передних дверях. Защитные грили на всех четырех колонках отсутствовали, поэтому на тех, что в дверях, купола пищалок были вмяты напрочь, а на тех, что в задней полке, к этому добавилась еще и гора пыли, равномерно украшавшая диффузор НЧ-звена.
Мигавшая, как сошедший с ума светофор, «голова», воспроизводила на весь двор нечто танцевальное, из серии «не суть какая музыка, лишь бы побыстрее». Ни о каких деталях передачи звука говорить не приходилось. Там важно было что громко играет.
Собственно а в чем юноша неправ? Я же сам писал в прошлой статье, что главное – чтобы самому нравилось. Безусловно так, только давайте сначала определимся с тем, как вообще музыку можно слушать. Можно громко. Скорее всего это будет что-то достаточно энергичное: r&b, rock в его бодрых проявлениях (хотя знавал я дядю, поставившего себе в MB ML320 систему за даже по тем далеким временам большую сумму денег и слушавший Pink Floyd – another brick in the wall на дикой громкости с большим удовольствием - о вкусах не спорят) или танцевальная электроника. Музыка живых жанров – оркестровая, джаз или акустический рок – лучше слушается на невысокой громкости. Это позволяет уловит больше нюансов и погрузиться в атмосферу, создаваемую звучащей музыкой. Опять же, каждому по вкусам.
Однако тут в дело вступают некоторые особенности воспроизводящей техники. Существует небольшая проблема, возникающая при прослушивании записей на невысокой громкости: средние частоты перебивают все остальные. Ни высоких, ни низких становится попросту не слышно. Половина инструментов оркестра из записи сразу исчезает. Неприятный эффект устраняется настройкой эквалайзера – выводится более четкий акцент на высокие и низкие частоты, а средние, наоборот, занижаются.
С громкой музыкой вообще все веселее. Чем громче музыка, тем хуже слышно, что собственно играем. В пиковых значениях, которые сможет произвести типовой динамик до того, как отправится в страну вечной охоты, музыки слышно уже не будет. Шум – сколько угодно.
Но мы же не шум слушать хотим, так ведь? Хорошая акустика отличается тем, что звучит ровно на максимально широком диапазоне громкостей, в разумных пределах, конечно. Разумеется, один динамик не способен воспроизвести весь спектр частот, воспринимаемый человеческим ухом. Посему системы составляют их нескольких пар излучателей разных типоразмеров и диапазона воспроизводимых частот. Но это не значит, что система, к которой напихано по машине куча различных динамиков, зазвучит лучше классической «3 полосы фронт + саб». Не надо изобретать велосипед. Простота опробованных во многих инсталляциях систем может, при грамотном исполнении, гарантировать качество звучания большинства записей, Вами любимых. Важно также помнить, что не все динамики одинаковы. Поэтому не стоит пытаться сэкономить на комплекте качественной акустики, мотивируя это тем, что все динамики «один черт в Китае деланы» (такую фразу я услышал в одном магазине, продававшем автозвуковые компоненты). Это не так. Хорошую акустику отличить очень легко:
она прекрасно звучит на невысоких уровнях громкости. Не происходит уже упомянутого перебивания средними частотами всех остальных. Качественные и с толком подобранные компоненты системы будут долго радовать Вас в Вашем автомобиле, тогда как некачественные и неумело установленные – раздражать некачественным звуком.
Дима Парфенов (Сода9), обозреватель журнала "Авто для Европы"